Федерация САМБО
Нижегородской области
  • САМБО
  • Федерация
  • Спортсмены
  • Стать самбистом
  • Пресс-центр
  • Документы
  • Контакты
  • Олег Тактаров: Без таланта в спорте делать нечего

    «Когда я начинал заниматься самбо, в порядке вещей было перерабатывать», - так Олег Тактаров объясняет свою привычку постоянно работать. Даже не работать, а вкалывать. Так было всегда: и когда он одно за другим выигрывал престижные международные соревнования, и когда занимался бизнесом, и когда приехал в Америку покорять Голливуд. Кажется, ему удается все и во всем. Хотя сам Тактаров убежден, что удача - это лишь одна из трех равноправных составляющих успеха.

    Самбо - это детский выбор. Записываться в спортивную секцию я пришел вместе с отцом. Он, правда, думал, что мне подойдут другие виды спорта. А меня больше привлекло самбо — это был самый зрелищный, яркий спорт. В спортзале были большие окна, и мне понравилось, как мальчишки «кувыркаются».

    У меня сразу все получилось. Только с координацией были проблемы, а так я очень быстро стал показывать хорошие результаты, лет в 14. У меня даже стихи на эту тему есть, как я вдруг стал «маленькой звездочкой»: выиграл какой-то большой турнир, а потом следом сразу проиграл, и звездность закончилась. У актеров это обычно позже наступает, а вот у спортсменов, как правило, еще в детстве. Поэтому люди и удивляются, почему я человек с таким «незвездным» поведением. Потому что я на атрибуты успеха смотрю с иронией, все это приходящее и уходящее.

    Нет никакой разницы между обучением актерскому мастерству и обучением единоборствам. И там, и там нужно знать базу. Самое важное - как ты двигаешься, как ты стоишь на ногах, как ты чувствуешь соперника. Конечно, план боя какой-то есть, но все равно ты работаешь под соперника. Для меня партнер и соперник - слова-синонимы. Зачастую в кино люди, которые должны на площадке взаимодействовать как партнеры, по сути, являются соперниками. Так что разницы никакой нет.

    В спорте, как и в искусстве, нужен талант. Я наверное, многих разочарую, но без таланта в спорте делать нечего. Это абсолютно точно. Все, кто добились успеха, говорят, что успех - это на треть тяжелая работа, на треть талант, на треть удача. То же самое и в спорте. Да, должна быть удача, чтобы твой талант вовремя раскрылся. У меня, например, генотип спринтера, спортсмена высокой квалификации. Я выносливый, способен на «силовой взрыв». Ну да, это есть, но сколько еще нужно было работать — это отдельный вопрос.

    Бывало ли мне страшно? Конечно. Отсутствие страха - это очень плохо. Стах — это высокоинтеллектуальное чувство. Если говорить попросту, то умение использовать страх в свою пользу как раз и определяет тебя, как выдающегося спортсмена. Страх не должен парализовывать, страх должен давать энергию. Неконструктивный страх - это: замерз, съежился, был съеден животными. А конструктивный страх — это победа.

    Я не знаю самбистов, которые стали бы бандитами. Хотя в других видах единоборств, знаю, такое было, особенно в 90-ые годы. Возможно, это происходит потому, что духовная, идейная составляющая в самбо очень сильная. Самбо заставляет задуматься, чем ты занимаешься, для чего тебе это нужно, как ты должен себя вести в той или иной ситуации. И наш тренер нас всегда готовил целостно, мы не только боролись, мы еще читали что-то, фильмы смотрели, обсуждали книги, стихи. А сколько в самбо различных приемов! Это же целая наука. Только чтобы их все показать, потребуется неделя, если не две, со многими другими единоборствами даже сравнить нельзя.

    Разница между учителем и мастером в том, что мастеру иногда не нужно ничего делать. Он просто находится рядом, и его знания, умения, дух перетекают в ученика. У меня получается иногда быть мастером. Я чувствую, что мое появление очень часто влияет на детей, они становятся более серьезными. Так что моя помощь — посещать секции, стимулировать тех, кто там занимается, иногда просто своим появлением. Конечно, порой нужна и практическая помощь, и я готов в этом участвовать.

    Две вещи я получил от своих тренеров - умение работать и способность к самообразованию. Я с детства умею перерабатывать, тренироваться больше, чем другие. И это мне помогло, я потом и в бизнесе не знал себе покоя, привык до трех утра вкалывать. Сейчас я стараюсь не перерабатывать, но бывает, что по привычке, когда другие ломаются, я продолжаю работать. Это уже привычка — максимально выкладываться.

    Я понял, что в спорте дошел до вершины горы. Дальше уже некуда было подниматься, только скатываться. Когда я понял, что выше уже ничего нет, я спокойно это оставил. Надо было даже раньше оставить, на полтора года как минимум. Я спокойно стал заниматься театром, кино. Правда, ежедневные физические нагрузки для меня обязательны, организм не должен расслабляться.

    Главное в спорте — попасть к классному мастеру. Если это произошло, то будьте уверены — в вас будет вложено все, что нужно. Очень мало людей, которые могут просто решить, что «я смогу», и действительно смочь. Поэтому когда меня спрашивают, каким бы спортом заняться ребенку, я говорю — тем, где вы найдете лучшего педагога. Даже вид спорта не так важен, как талант мастера.